Как и следовало предполагать, Ушуайя, самый южный город Аргентины и всего мира, — оказалась очень интересным местом. Ушуайя сильно отличается от других виденных мной городов Южной Америки. Из-за климата и расположения тут много небольших деревянных домов, размером со скворечник, - ну не совсем скворечники, но размером с контейнер дома есть: ведь тут в большом доме будет холодно! Постоянный ветер, тучи и периодически дождь, а сотни больших гавкающих собак, бетонные многие дороги, низкое солнце, когда оно есть, низкие снеговые вершины гор —- придают этой местности некую северную атмосферу. Автобусные остановки в виде небольших будочек, в них можно прятать себя от дождя и ветра, дожидаясь редко ходящего автобуса.
Помимо деревянных мини- домиков и сараюх, хаотично распределенных по улицам и склонам гор, есть и более современные сооружения: жилые 4-этажки (из каждой квартиры торчит официальное трубовое отверстие, значит чем-то они топятся, как выяснилось — большинство газом, немногие дровами), магазины и даже супермаркеты, крупнейший из коих, Anonima, предстал в 4 экземплярах. Есть и один большой торговый центр с тремя этажами, туалетами, wifi и эскалаторами.
Цены на пищу в Ушуайе меня приятно обрадовали. Они оказались в два, два с половиной раза ниже, чем в Чили! Причина вот: в Аргентине несколько курсов доллара. Один официальный, банковский, 190 AR / $. Другой рыночный, black market rate, в Ушуайе это 360 AR / $, в Буэнос-Айресе ещё выше, — отличие, в общем-то, вдвое. И есть ещё несколько промежуточных курсов для разных целей. В итоге, при обмене денег с рук, у вас оказывается в два раза больше денег, чем могло бы быть при официальном обмене. В итоге, консерва с фасолью, которая стоит в супермаркете 120 песо, обходится мне всего в 22 рубля. Батон стоит 150 песо — 28 рублей, после 150-250 руб за белую буханку в Чили. Цены и так невысокие, а тут их ещё приходится делить на два.Бананы из Эквадора 100 руб/кг (в отличие от Чили, тут ввозятся и иноземные фрукты). Но в итоге, поход в магазин приносит не менее, а более расходов, чем в Чили , так как руки сами хватают купить всё, о чем в Чили и не мечтал даже.
Кроме еды, йогуртов и риса, чечевицы и печенья, майонеза и варенья, — тут есть ещё одна дешёвость. Это общественный транспорт, ходящий по городу. Есть три, а может и четыре маршрута городского автобуса. Проезд по карточкам, цену вероятно давно не корректировали — это 47 песо (9 рублей). После чилийских цен — дешевле в 9 раз. Но выходит и ещё дешевле, т.к. карточку покупать непонятно где; захожу в автобус, держа купюру — мол, куда оплачивать, водитель машет рукой, проходи мол скорей, не задерживай меня и пассажиров. Так уже три раза было: проезд бесплатный по предъявлению наличной купюры.
В Ушуайе можно прогуляться по набережной, вдоль которой видны разные суда. Сегодня приплыл и стоял большой круизный корабль. Ветер надувал небольшие волны и мелкий дождь, а потом возникла и радуга. Интересный, приятный и суровый край.
С чем сравнить Ушуайю на территории РФ ? не знаю. Полного аналога нет у нас. Мурманск гористый тоже, но он застроен многоэтажками. Всё же наши северные города рассчитаны на более низкие температуры зимой. Тут всё более сглажено: в самый тёплый месяц не супер-тепло, в самый холодный месяц не супер-холодно. В июле средняя температура +1, в январе +10. В нашем Мурманске в июле +13, в январе -10 в среднем. Поэтому, хоть и отопление есть, но стёкла, обычно, не двойные.
На улицах Ушуайи — необычно, не по-южноамериканские тепло одетые люди; звуки постоянные — то ветра, то дождя. Растут берёзки, одуванчики — знакомые нам растения. Малина растёт, как ни странно, сегодня съел несколько ягод, попавшихся под руку. Мусорные баки в виде металлических сеток в метре над землёй, чтоб собаки не разворошили. Огородов не видно вовсе. Много памятников и флагов, надписей патриотического типа, особенно в отношении Мальвинских островов, что они наши (т.е. аргентинские), статуи героев Мальвинской войны 1982 года. А вот мечети тут нет; то, что Гугл показывает в качестве мечети — это металлобаза "Metallurgia Moschetta", её Гугл и путает с мечетью. Из религиозных сооружений есть католики и мормоны (у мормонов очень хорошее отопление).
Сегодня прилетела Алёна Москалёва, она прибыла сутками позже, чем я. Поселились в хостеле. Тут много хостелов для приезжих. Есть приличные, а есть и не очень. Оплачивать всё нужно в аргентинских песо, так что высокую их цену, указанную на сайте Букинга, — можно делить примерно пополам.
Наверное, тут должны жить самые южные в мире воры. Хотя бы один вор должен быть. Но мы его так и не увидели. Вряд ли южнее, там в Антарктиде есть профессиональный вор — в Антарктиду люди едут зарабатывать большие деньги или тратить большие деньги. А тут вор может быть, но не виден. Не видно также нищих и попрошаек — слишком холодно, сдувает с улиц и бомжей (м.б. их нет). Есть уличные предприниматели — жонглёры, продавцы фенечек. Стоит машина-фургончик с табличкой "Мы из Бразилии, путешествуем 3.5 года, подкиньте нам бензина, еды и денег". Спросил — оказалось, что сей фургончик за три года объехал только Аргентину, Бразилию и Уругвай. Продали бы фургончик, на эти деньги и полмира могли бы объехать.
От российских северных городов Ушуайя отличается тем, что тут не видно пьяниц и всяких деклассированных элементов, и почти нет заброшенных зданий (коими так интересна, например, наша северная Воркута). Вероятно, это есть, но в совсем малом количестве. Всё какое-то живое, используется, есть школы, есть две библиотеки, лечебные учреждения и фаст-фуд. Вот эти забегаловки с едой, в отличие от супермаркетов, совсем не дешевы. Дороги также сувениры, всякие тёплые вещи с надписью "Ушуайя" и макеты пингвинов от 1 сантиметра и выше. Самих пингвинов не видно, но их изображений много. В туристско-информационном центре выдают бесплатный сертификат о том, что чел такой-то посетил Ушуайю, столицу Огненной Земли, Мальвин и Аргентинской Антарктики.
В целом, я доволен, что посетил этот удалённый городок. Хотя, как и в других подобных случаях, это сейчас он мне кажется отдалённым. А если тут забазироваться, и ходить по окрестным горам и озёрам, ну или в Антарктиду отправляться, то он покажется, напротив, центром цивилизации. Как Мургаб на Памире: едешь в него, едешь — кажется, в дыру приехал. А потом ходишь в горы, спускаешься в родной уже Мургаб, ну всё, цивилизация наконец.
Завтра ещё здесь. А в понедельник — в путь-дорогу на север. Солнце днём тут, если показывается, то видно на севере, за горами. Нам туда, к теплу.